Начало » Ведические ритуалы »Пуджа

Пуджа

Ритуальное поклонение божествам и другим священным существам (в т. ч. святым людям) и предметам называется пуджа. Пуджа (в переводе с санскрита — «поклонение», «молитва») — религиозный обряд в индуизме, предложение скульптурному образу божества Мурти, Шивалингаму пищи, воды, благовоний, цветов и других элементов.

Пуджа проводится для выражения почтения и преданности Богу (или богам).

Большинство практикующих индуистов молятся один-два раза в день. Однако данный ритуал практикуется не только как ежедневная молитва, но и в особых случаях, например, для «тепла» в доме.

Ритуал должен выполняться после того, как человек, совершающий его, принял душ, совершил омовение водой, а также, желательно, натощак, чтобы полностью сосредоточиться.  Особые религиозные праздники, на которых исполняется данный ритуал: Дурга-пуджа, Понгал и Лакшми-пуджа, Шиваратри и другие.

Обычно данные церемонии проводятся в храмах или святилищах. Чем выше статус храма, тем большее значение имеют проводимые там богослужения, тем чаще они исполняются.
В таких крупных храмах, как кришнаитский храм Джаганнатха (в Пури, штат Орисса), основные службы проводятся пять раз в день: на рассвете, утром, в полдень, вечером и ночью.

Материалы, из которых изготавливаются ритуальные принадлежности, особого значения, в принципе, не имеют – они могут быть изготовлены из цветных металлов, стекла, керамики и т.д. Едва ли не единственным условием считается, что нельзя использовать пластик. Однако если есть только предметы из пластика, и в настоящий момент нет возможности найти другие, можно использовать и пластмассовые. Желательно заранее запастись посудой для ритуала, чем требуется в настоящий момент – вещи могут внезапно сломаться.

Все ритуальные принадлежности должны содержаться в чистоте, их необходимо мыть как до совершения пуджи, так и по её окончанию. Хранить их необходимо в специально отведённом для этого месте – если алтарь делался с под-алтарной частью, можно хранить там; можно выделить полку или отдельно закрывающееся отделение в шкафу; поставить или повесить специальный шкафчик.

Постоянные

  • Поднос (размер подбирается индивидуально).

  • Полотенце – х/б или бумажное.

  • Колокольчик и подставка для него (желательно).

  • Посуда для воды объёмом 1-1.5 литра.

  • Чайная или кофейная ложечка.

  • Сосуд для омовения линги. Чаще всего используется раковина. Если её нет, можно использовать любую удобную посуду [например, небольшой чайничек]; здесь самое важное – удобный слив воды.

  • Посуда/Чашки для предложения жидкостей – воды, молока, мёда, соков, мадхупарки и т.д.

  • Посуда для найведьи.

  • Светильники для освящения – минимум один. Можно использовать небольшие одноразовые свечи, ставящиеся в алтарные подсвечники.

  • Подставка для огня/огней или масляный светильник.

  • Подставка для ароматных (горючих) масел; камфары, камфарного масла.

  • Подставка для благовоний.

  • Небольшая ваза или её заменитель для, минимум, одного цветка (не чётное количество).

Заменяемые

  • Вода.

  • Пепел.

  • Молоко и молочные продукты.

  • Мёд или патока.

  • Соки.

  • Панчамрита или Мадхупарка.

  • Гхи, камфорное масло, ароматные масла.

  • Благовония – нечётное количество.

  • Цветок или цветы – 1, 3, 5 и т.д.

  • Лист дерева, желательно трилистник; в идеале – лист бильвы, также можно лист/листья яблони.

  • Любые доступные свежие фрукты.

Часть шиваитских школ в процессе пуджи подносит наркотические вещества и алкоголь. Однако если нет личного Гуру и, соответственно, нет прямого указания к подношению, то таких подношений лучше не делать.

Последовательность совершения ритуала

Существуют достаточно жёсткие правила совершения пуджи. При этом они могут разниться от школы к школе, но у них имеются общие черты. Одна из немногих таких черт – последовательность – она никогда не нарушается. Основная последовательность такова – она именуется Панча-упачара-пуджа (санскр. पञ्च उपचार पूजा, pañca-upacāra-pūjā IAST, «Пуджа пяти частей»):

  1. джалам – вода (символизирует элемент воды);

  2. пушпам – цветы (символизирует элемент эфира – акаша);

  3. дхупам – благовония (символизирует элемент воздуха – ваю);

  4. дипам – огонь (символизирует элемент огня – агни);

  5. найведьям – подношение еды (символизирует элемент земли – притхиви).

Во многих школах пуджа предваряется и завершается совершением абхишеки – при наличии на алтаре линга-мурти.


Самая распространённая пуджа – это пуджа из 16 упачар – шодашапачарапуджа, её вид таков (краткое описание):

  1. Аваханам – призывание Божества.

Мы призываем Божество проявить себя через образ – мурти (идол), изображение, янтру и др. Мы просим в своих молитвах и призываниях, чтобы Божество проявило себя через эти предметы и через оживлённые образы приняло наше поклонение.

  1. Асанам – предложение места.

Мы просим занять Божество место на нашем алтаре (это может быть украшенный трон и т.д.). Мы просим Того, чей трон весь мир, расположиться на нашем алтаре, в нашем доме и т.д.

  1. Падьям – предложение воды для омовения стоп.

Мы омываем стопы Господа, тем самым, мы поклоняемся Его Стопам. Это так же символизирует наше преклонение и почитание.

  1. Архьям – предложение воды для омовения рук.

Так как мы воспринимаем Господа в форме человека, то мы омываем Его ладони перед предложением наших подношений.

  1. Ачаманиьям – предложение воды.

Когда мы совершаем ачаману или очищение посредством приёма воды с мантрами, мы очищаем наше внутреннее. Когда гость приходит в дом, то ему всегда предлагают стакан чистой и освежающей воды и воду для умывания, чтобы освежиться.

  1. Снанам – омовение водой, медом и молоком.

Это омовение и предложение воды Ганги, меда, молока, ароматизированной воды и т.д.

  1. Вастрам – украшение тела.

Мы наряжаем Бхагавана в красивые одежды и украшения. Как красивая одежда радует ребенка на празднике, так и наше предложение одежды несет нашу любовь и радость Божеству.

  1. Яджнопавитам – предложение яджнопавиты ("священной нити").

Мы предлагаем нашему Господу сакральную нить – яджнопавиту.

  1. Гандхам – сандаловая паста или душистое вещество в смеси с сандаловой пастой.

Мы умащиваем Божество сандалом, ставим Ему тилак и умащиваем Его ароматическими маслами. Это радость и любовь нашего сердца. Мы предлагаем Божеству тилак из кум-кума - символ нашей любви и преданности.

  1. Пушпам – цветок или цветы.

Мы предлагаем Господу цветы, осыпая Его нашими чувствами любви и преданности. Мы просим удалить Его нашу похоть, гнев, зависть, ложное эго (аханкара) и т.д. Мы предлагаем лотос нашего сердца (хридайам пушпам) Его Лотосным Стопам, воспевая Его Благое Имя.

  1. Дхупам – благовония.

Мы предлагаем Божеству все наши чувства (органы чувств). Это также и гандха или аромат.

  1. Дипам – предложение огня.

Огонь - это символ теджаса или элемент огня. Предлагая светильник (дипак) Господу, мы видим, что Он, украшенный прекрасной одеждой и украшениями, сияет как множество солнц. Он – Та Извечная Лучезарная Истина. Предлагая пламя светильника, мы молим осветить Его наше существо, мы молим Его вести нас от тьмы к свету (тамасома джйотиргамайа).

  1. Найведьям – предложение ищи.

Предлагая пищу Господу, мы предлагаем Ему вкус (раса) наших чувств. Как Мать Йашода кормит Кришну, вкладывая в каждый кусочек Свою любовь и заботу, так и мы отдаем все наше сердце Бхагавану.

  1. Тамбулам – смесь из листьев и плода бетеля и других добавок.

Мы предлагаем Божеству орех бетеля и масалу, это символ нашей дакшины и благодарности.

  1. Нираджанам – предложение камфорного светильника (дипам, где горючее - это камфра) – арати.

Предлагая камфорный светильник, блеск и свет, отражающиеся от мурти, символизируют Свет Мудрости, который рассеивает тьму невежества. Когда тьма рассеяна, мы способны видеть, когда рассеивается тьма нашего невежества, мы способны лицезреть Господа во всем Его величии.

  1. Атма прадакшина намаскарам – обход и поклоны Божеству.

Это выражение почтения и предания Господу. Когда мы постигаем, что душа нашей души - это Господь - то мы предаемся Ему в нашем сердце. Мы просим Господа простить наши ошибки во время пуджи, мы предлагаем ему цветы с мантрами и наши поклоны. Мы молим о снисхождении Его милости и благодати на нас.